«Поставщики топлива в Крыму живут в тепличных условиях»

«Поставщики топлива в Крыму живут в тепличных условиях»

Начальник управления регулирования ТЭКа ФАС Дмитрий Махонин о том, как снижать цены на бензин на полуострове

«Поставщики топлива в Крыму живут в тепличных условиях»На прошлой неделе глава Крыма Сергей Аксенов возмущался высокими ценами на топливо на полуострове, вопросом заинтересовалась и Федеральная антимонопольная служба (ФАС). В результате стоимость топлива начала снижаться, хотя рыночных стимулов для этого нет: в остальных регионах РФ горючее дорожает. Какими словами можно убедить трейдеров сокращать свою маржу, “Ъ” рассказал глава управления регулирования ТЭКа ФАС Дмитрий Махонин.

«Поставщики топлива в Крыму живут в тепличных условиях»

— После июньского визита в Крым главы ФАС Игоря Артемьева топливо на полуострове подешевело на 19–40 коп. за литр, хотя до этого трейдеры называли цены обоснованными. Как их удалось убедить в обратном?

— У нас много способов работы с участниками рынка. И помимо работы, связанной с рассмотрением и возбуждением дел и привлечением к административной ответственности, большой упор мы делаем на вопросы конкуренции. Мы разъясняем участникам рынка, как их действия соотносятся с нормами закона о конкуренции. На прошлой неделе мы проводили совещание с участием основных сетей АЗС Крыма в присутствии регионального министра энергетики (Светланы Бородулиной.— “Ъ”). ФАС представила свои расчеты, позицию по вопросам ценообразования в регионе. Послушали альтернативную точку зрения. Но мы по-прежнему склонны полагать, что потенциал для установления цены на АЗС в Крыму на уровне среднероссийского есть.

Мы сейчас находимся в стадии судебного спора. Территориальное подразделение ФАС Крыма признало, что ООО «Крымойл», ООО «Ритэйл-юг», ООО «Кедр», ООО «Торговый дом ТЭС», АО «Компания “Нефтетрейдинг”» нарушили закон о конкуренции, и наложило штраф в размере 129 млн руб. Компании сейчас оспаривают его в суде. Во-вторых, мы находимся в стадии проверок всей цепочки поставок нефтепродуктов в регионе. И уже можно сказать, что ряд сделок по поставкам нефтепродуктов на территорию Крыма на биржевых площадках, мягко говоря, находятся под подозрением. Нам известно, что некоторые лица совершают адресные сделки на базе железнодорожных станций на 3–4 тыс. руб. на тонну выше рынка. Сейчас мы еще раз перепроверим эти данные, и если они подтвердятся, то это не что иное, как вертикальное антиконкурентное соглашение, которое ведет к росту цены на товар.

— Но часто говорится о том, что доставка топлива в Крым стоит дороже, чем в другие регионы РФ.

— Да, другой фактор, с которым нам нужно поработать, это снижение стоимости логистики. В основном поставки осуществляются железнодорожным транспортом, а это паромные переправы — дополнительная нагрузка. Мы считаем, что поставки должны идти водным транспортом, танкерами. Это значительно дешевле, и трейдеры, которые присутствовали на совещании, готовы снижать цену поставок в этой части. Сейчас из-за парома стоимость тонны нефтепродуктов повышается на 500–1000 руб. Еще один внутренний момент, о котором мы сказали региональным властям,— это Феодосийская нефтебаза объемом до 300 тыс. тонн хранения (принадлежит «Черноморнефтегазу».— “Ъ”). После присоединения Крыма к России она испытывает трудности с лицензированием и сейчас используется менее чем на 10%. Это ресурс, который до сих пор не используется, а покупатель в это время растаскивает нефтепродукты по полуострову железнодорожными вагонами, что нетипично. Автомобильный транспорт был бы дешевле. Плюс затраты на эксплуатацию и содержание АЗС в Крыму несколько ниже, чем на материковой части России, с точки зрения уровня зарплат, стоимости коммунальных услуг и т. д. А сети АЗС не покупают напрямую топливо у производителей или на бирже, а берут его через трейдеров, которые, естественно, делают определенную накрутку.

— На фоне всех этих составляющих мы продекларировали участникам совещания в середине июня, что у них есть все основания для снижения цены, и задача, которую мы перед ними поставили,— сближение цены Крыма со среднероссийской. Также мы всегда говорим, что готовы к открытому разговору по нашему делу, которое рассматривается в суде. Мы готовы к заключению мирового соглашения. Тот административный штраф, который российский бюджет может получить, это не самоцель. Для нас главное, чтобы туристы и жители полуострова заправлялись по нормальным ценам.

— Другие дела пока не планируете возбуждать?

— Нам чуть-чуть осталось проверить данные ОАО РЖД, куда ушли вагоны с наценкой. Если на территорию Крыма, то это может быть поводом для возбуждения дела.

— Но вы же не сможете заставить АЗС не покупать топливо у трейдеров…

— Да, я не могу заставить их покупать товар там, где мы скажем. Но мы долго дискутировали о целесообразности такой цепочки. Поставщики в Крыму сейчас живут в тепличных условиях. Там есть три-четыре сети АЗС без доминирующего продавца в виде вертикально интегрированной нефтекомпании, которая бы сдерживала надбавки к цене топлива. Сейчас там маржинальность выше среднероссийской. Поэтому мы настроены решительно. И, где требуется, готовы оказать помощь сетям АЗС с точки зрения снижения затрат с переправой, с инфраструктурой, с биржей. Если наши коллеги не поймут по-хорошему, то мы будем разбираться по законодательству, не исключая привлечения правоохранительных органов для решения таких локальных задач. Но мы не хотим заниматься ценовым регулированием.

— То есть какой, по вашему мнению, должна быть цена в Крыму и Севастополе?

— Если мы будем с ценой Краснодарского края сравнивать, то на 25 июня Аи-92 там стоил, по данным ЦДУ ТЭК, 38,69 руб. за литр, а в Крыму — 40,1 руб., в Севастополе — 39,9 руб. По Аи-95 цена в Краснодаре была 41,64 руб., в Крыму — 42,84 руб., в Севастополе — 42,40 руб. Потенциал снижения — где-то рубль.

Интервью взяла Ольга Мордюшенко